Второй государственный
24 июня 2004 года
22 июня представители 18 татарских национальных общественных организаций Башкирии сформировали инициативную группу по проведению в республике референдума с вопросом «Согласны ли вы с приданием русскому, татарскому и башкирскому языкам статуса государственных в Республике Башкортостан?»
Придания татарскому языку на территории Башкирии статуса государственного татарские организации добиваются уже много лет. По данным одного из лидеров исполкома конгресса татар Башкортостана Радика Сибагатова, он уже имел такой статус наряду с башкирским и русским в период действия Конституции БАССР 1937 года, до принятия нового Основного закона республики в 1977 году. В ходе современного законотворчества в республике вопрос о его статусе остался открытым, хотя, по данным переписи населения 1989 года, в Башкирии проживает 28,4% татар (башкир — 21,9%, русских — 39,3%). Данные последней переписи национального состава республики пока не обнародованы, но, как утверждают представители местных татарских объединений, татар сегодня здесь не меньше 31% населения.
В Башкирии же вопрос о восстановлении равных прав для трех языков наиболее многочисленных групп населения завис с момента принятия местного закона «О языках народов РБ» в 1999 году — этим законом в республике объявили государственными только два языка, башкирский и русский. Несколько раз на съездах татар Башкирии принимались резолюции о необходимости добиться госстатуса для татарского языка. Особенно бурная дискуссия разразилась в республике в канун прошлогодних выборов президента РБ. Однако после выборов вопрос, как считает председатель президиума Союза общественных объединений татар Башкортостана Рамиль Бигнов, был благополучно «забыт». Неоднократные напоминания о предвыборном обещании, которые слал президенту Башкирии союз, остались, по словам господина Бигнова, без ответа, поэтому, «исчерпав все иные способы», татарская общественность решила лоббировать идею референдума. Причем намерена она использовать для этого механизм республиканского референдума, который не так строг, как новый закон РФ о референдумах общероссийских.
В минувшую субботу 18 татарских национальных общественных организаций Башкирии провели в Уфе собрание татарской общественности, на котором приняли решение такой референдум инициировать. Речь, в сущности, идет о статусе одного, татарского, языка — два других в республике действующим законом «О языках народов Республики Башкортостан» уже признаны государственными.
Если же идею не удастся реализовать в этом году, инициаторы намерены провести голосование на уровне городов и районов согласно новому законодательству о местном самоуправлении, вступающему в действие в 2005 году. По республиканскому закону «О референдуме» инициатором его может выступать любой гражданин, группа граждан или общественное объединение, получившие одобрение своей идеи от ЦИК РБ и сумевшие собрать подписи 2% избирателей республики. В случае прохождения этой процедуры Госсобрание РБ должно принять постановление о проведении референдума.
В администрации президента РБ от комментариев на эту тему пока воздержались, однако идея референдума в ней, скорее всего, не найдет поддержки — этот вопрос здесь воспринимают очень болезненно. Точку зрения чиновников разделяют активисты башкирских национальных организаций, которые выступают категорически против придания татарскому языку более высокого статуса. На взгляд их лидеров, в результате этого может произойти ассимиляция башкир с более многочисленной нацией. Так, по мнению председателя недавно созданного Башкирского народного конгресса Айрата Дильмухаметова, татарскому языку в Башкирии должна быть предоставлена «полная свобода форм развития, но без предоставления государственного статуса» – Башкирия как государственное образование, на его взгляд, была создана «благодаря реализации международно признанного права башкирского народа на самоопределение», а потому государственной поддержкой в ней должен пользоваться в первую очередь башкирский язык. Татарский народ, по его мнению, уже реализовал свое аналогичное право на территории Татарстана.
На официальных совещаниях в правительстве республики, впрочем, неизменно подчеркивают, что «у республики нет никаких проблем ни с татарским народом, ни с руководством соседнего Татарстана». Все возникающие культурно-национальные вопросы надо решать, по мнению местных чиновников, «в рабочем порядке».
ВАЛЕНТИНА ТИМОФЕЕВА, "Коммерсантъ-Казань"